СЮЯН ВУЙ КАШАРТЭМАШ (Завершение свадьбы).
(часть свадебного обряда марийцев Кикнурского района Кировской области села Шапта (КАКШАН МАРИ). Середина 20 века.
Весь свадебный обряд длился два дня: первый день в доме невесты, второй – в доме жениха.
Дружка со стороны жениха берет в руки веник и начинает в шуточной форме похлопывать гостей невесты, приговаривая шутками-прибаутками, что, пора, мол, гостеньки дорогие, и честь знать. Будем свадьбу завершать, да гостей домой провожать. Гости со стороны невесты уже ждали этого знака и начинали петь прощальные частушки. Текст припевок был произвольный, но смысловая нагрузка заключалась в том, что оставляют они родную, (молодушку), в доме свекра и свекрови. Что придется ей и поскучать без своих родных. Что родня новая теперь образовалась и отныне будет так. До новых гостеваний и встреч прощаются гости, да домой уезжают.
«На посошок» во время этих припевок угощают молодые гостей хмельными напитками. Родители со стороны жениха затем велят молодым встать у чела печи и не смотреть на двери и в окна. Это делали для того, чтобы молодушка сильно не скучала по своему родительскому дому. До следующей обрядовой встречи «УЕКШ» (сначала он проходил в доме родителей невесты), она не могла бывать в доме своих родителей.
Дружка и родня жениха провожали гостей невесты до ворот и возвращались в дом с пучками сена, а дружка заносил в дом заготовленный заранее глиняный горшок, наполненный мелкими деньгами. Посудину весело разбивали об пол, сено бросали под ноги и гармонист начинал играть веселую плясовую. Невесте вручали совок и веник. Гости плясали и пели, а молодые должны были навести порядок, не смотря на всеобщую сумятицу и толчею. Молодушке надо было показать ловкость и расторопность, а новоиспеченный муж ей в этом помогал, удерживая и отстраняя гостей, чтобы они меньше мешали молодушке прибрать пол. Пляска продолжалась до тех пор, пока молодые не наведут полный порядок в доме.
Текст припевок здесь тоже был произвольный. Пели о молодушке, что научат ее теперь в доме мужа жить по их правилам. Допускались частушки «с перчинкой», слегка озорные и задиристые, но лишнего гости никогда себе не позволяли. Свадебный обряд имел сакральное значение, ведь образовывалась новая семья. Не зря и свадебный поезд, и невесту всячески оберегали от дурного, завистливого взгляда.
После этого веселого момента гости со стороны жениха тоже уезжали и свадьба подходила к своему логическому завершению.